Алтай - Тыва 2006



  Этот маршрут был предложен Константином (gruss) и планировался всю зиму на НГС Автофоруме,
изначально я не планировал ехать т.к. думал, что нашим машинам там делать нечего, но ближе к лету
,подробнее ознакомившись с информацией о дороге, решился. Все бойцы команды заранее выбили отпуска
и все было Ок. За недели три до отъезда начали готовиться. Первым делом были перетрясены ходовки,
заменено масло, фильтры и т.д.
На Карибе поменяны задние пружины (теперь от копейки стоят) и поставлены проставки.
На Короне поменяны передние стойки+проставки, поменяны задние пружины+проставки.
Самое радикальное для Короны было изготовление защиты, защита была сделана из защиты ваз2110
(продается на балке за 450р), немного работы болгаркой, напильником, дрелью и весь двигатель
с коробкой закрыт толстой железякой. Немного(1-2 см) сожрался клиренс, но зато прибавилось уверенности.
Сабвуфер убрали для увеличения вместительности багажника. Закуплены два зимних колеса Dunlop graspic и поставлены на зад.
Список необходимой снаряги получился большим, и как обычно, все покупалось в последние дни :-)
Из специфичного взяты цепи на Кариба и две толстые доски по 1.4 метра и ручная лебедка.
У каждой машины по канистре 20л под бенз и по два запасных колеса.
Выехать решили несколько раньше, чтоб на месте сбора, на Яломане перед приключением отдохнуть.
И так, выезд в пятницу (21.07.2006) вечером после работы, сбор в Академе у Диадемы.


21.07 Начало

  На работе как назло завал и куча работы, кое-как отпинываюсь от всего и во время
выезжаем с подругой. Корона завалена вещами просто доверху! А еще одного бойца садить...
И пиво грузить... Дружно ужасаемся, но нам не привыкать!
У Диадемы мы первые и я выгружаю все из Короны, чтоб нормально упаковаться и подключить
бесперебойник, вместо усилителя, для питания ноутбука. Подъезжает Криб, у него находится
паяльник и я в багажнике паяю провода. Далее происходит долгий и мучительный процесс
укладки всех вещей. Часа за два уложились кое-как... Теперь в магаз!
Закупаемся пивом и недокупленной едой. В дорогу взято было два ящика пиваса, растолкали его
равномерно по обоим салонам автомобилей. Все члены экипажей буквально завалены едой, пивом
и вещами. Опять опаздываем с выездом! (ну как обычно...)
Кариба отправляем сразу на М52, а сами едем на заправку у Гарика. Перед мостом через залив
-пробка, медленно ползем за каким-то черным прадиком с наклейкой "Offroad Master", думаем что
тоже, наверное, куда-то за приключениями едет. Вырвались из пробки и дело пошло бодрее, но корона
идет тяжело, сильно не гоним: 90-100 кмч.
Темнело. А ведь хотели засветло до Бийска доехать...
На какой-то заправке уже в темноте в Карибе учуяли запах газа! Подозрение сразу пало на газовые
баллоны для плитки... но при принюхивании с пристрастием, расследование пришло к банке глушителя!
Оказалось, что Рома додумался обмотать банку скотчем армированным, дырку заделать... Вот скотч и
начал плавиться. В общем, на это дело забили и поехали дальше.
Появились первые признаки каких-то проблем с Карибом, то едет, то не едет...
А у нас появились признаки, что бесперебойник таки не заряжается.
Потихоньку долетели почти до Маймы, нашли какой-то отвороток в поле, и отъехав по нему пару
километров, свернули в поле за небольшой лесок к какой-то зловонной речке.
Быстро ставим палатки, пивка и спать.

22.07 День Карбулятора

  Просыпаюсь от мощного топота копыт и тряски земли! Выпрыгиваю из палатки и вижу
стадо коров, которое проходит буквально в нескольких метрах от палаток! Мдя... Весело.
Стадо уходит в поле и подъезжает пьяный алтаец-пастух, предлагает выпить с ним какого-то
евонного зелья... Мы отказываемся и встречно предлагаем бухануть с нами лучше пивка,
тот соглашается, но после первого глотка балтики срубается :-)
Тут подтягивается второй пастух и с матами утаскивает первого. На этом театр заканчивается.
Мы готовим быструю картошку и начинаем разбираться с Карибом. В процессе разборок и в следствии
странного состояния Ромы были сорваны три шпильки крепления воздухана к карбу и понято, что что-то
засорилось... Карб был поменян буквально перед поездкой и знаний о нем ни у кого особо не было.
Кое-как все собрали обратно и поехали. Кариб не едет окончательно, он передвигается.
Принято решение искать в Майме\Г-Алтайске СТО по ремонту карбов.
Доплелись до Г-Алтайска и нашли карбюраторщика, оказалось он работает с 11 часов и надо подождать минут 20,
протупили и поехали на поиски сортира... Нашли его на автовокзале, мда... это самый Ацкий сортир
который я когда-либо видел! Вонь стоит на весь автовокзал. Но делать нечего, организм требует...
Называется Испытай неизведанное. :-) В итоге пока испытывали неизведанное перед нами к карбюраторщику
две машину уже воткнулось! :-( Пришлось ждать. Я успел сходить подстричься и купить книженцию по
таз 2109 и карбуляторам Солекс. Жарко. Делать нечего... Попробовал поработать, но MSSQL Server 2k
без SP4 на WinXP работать отказался, а SP4 у меня с собой не было,в итоге поставил апач и сел
играть в MtG. :-) Три часа дня, состояние нестояния,все уже кривые от теплого пива и жары.
К четырем часам карб-таки был водружен на место! И о чудо! Все заработало!
За переборку и настройку карба взяли всего 250р. Плюхнулись в машины и погнали в сторону Усть-семы.
В Усть-семе докупили еще два ящика пива и поставили командные флаги. После первых пары километров,
один флаг разорвало... Решили все-таки пока убрать их для целости, оставить для говен, где скорость маленькая.
По дороге до Яломана,в каком-то селе на тормознули гайцы на красном запорожце :-) после беседы за
жизнь разрешили их зафотать даже.
На Яломане завернули на Катунь и не найдя своих, уехали на свое проверенное
место справа от дороги, там оградка и вывеска "Велкам" там бабушка всем заправляет, 100р с машины в
сутки. Столики, скамеечки и баня.
Пиво, спать.

23.07 Сбор народу

  Утро жаркое выдалось, полезли в реку купаться, просто так купаться быстро надоело и был
придуман креатиф, привязали трос к дереву и сделали типа тарзанки над водой, так чтоб при пролете
тело на половину в воду погружалось... и веселье понеслось!
К обеду никто из других участников экспедиции не появился, решили сделать плакат-объявление на
левой стороне дороги. Вырезали нашу эмблему с порванного флага, выпросили какой-то рекламный плакат
у бабушки-смотрительницы и соорудили объявление. Вывесили его на воротах кемпинга, как выяснилось позже, не зря.
Бдиже к вечеру первым появился УАЗик и за ним уже помаленьку начали подтягиваться остальные.
И тут мы увидели того самого черного прадика, за которым мы выезжали из Новосиба! Он оказался из нашей команды. :-)
К ночи собрались все кроме самого организатора... Пришлось взять инициативу на себя и собрать всех
участников у одного костра для знакомства и обсуждения сложившейся ситуации.
На собрании постановили, что завтра выезжаем в 10 часов и едем потихоньку к Акташу, а там видно будет.
Ночью приехал еще и fly-by на шестерке, он собирается проводить нас до брода через р.Бугузун.



24.07 Старт экспедиции

  Утренний торч... Прошлый вечер удался. :-)
Сборы, неторопливый выезд... Первая потеря в команде, московский уазик, у него какие-то проблемы с мостом...
Появилась информация об нашем организаторе, они где-то в не то в Солонешном, не то в Алтайском с вытекшим
дексорном, грозятся починиться и догнать нас в Акташе, если все будет Ок.
Экспедиция еще не началась,а уже 2 машины не досчитываемся!
Построение колонны... Евгений выдает почти всем СВ рации, и от куда у него столько?
Одну из них я починил прошлым вечером за что и получил ее во временное пользование.
Рации на 27Мгц- это тема! На порядок лучще LPD, решаем по приезду тоже заиметь стационарную.
Двинулись, небольшие перестановки в колонне, уазик впереди, корона вторая, Евгений замыкает т.к. у него стационарная
антенна. Неспешно движемся, обозревая красивейшие места, действительно Горного Алтая...

Ну, вот и Акташ, пограничники... Выясняем обстановку и сдаем документы для получения пропуска в приграничную
территорию. Рядом уже стоит колонна новосбирцев, с руководителем которых состоялся разговор на проходной погранцов.
Они едут куда-то за Джазатор, узнав куда мы едем и на чем, начали заяснять что мы там ну никак не пройдем, видите ли
они там на CRV не прошли, но такие "компетентные" заявления у меня вызывают только улыбку :-)
Хочется сказать, что проходимость машины в большей части определяет ее водитель,а не клиренс и т.д.
Документы сдали, и потянулись часы ожидания... Жарко... Делать не чего...
Решаем поменять аммортизатор на Карибе, поменяли. Тут Евгений выуживает из магического прадика стационарную
антенну и вручает ее мне! :-) Озадачиваюсь починкой разветвителя прикуривателя, а то рация нужна и GPS питать надо.
Опять достаем паяльник и я меняю тонюсенькие проводочки внутри разветвителя на толстые, теперь все надежно!
Рядом стоит автобус с шахтерами, они валяются тут с 5 утра, один из них все пытался выпросить у нас денег, но был послан.
В пять часов, наконец, получаем пропуск! На конец-то в дорогу!
Ближе к вечеру, в районе р.Тытугем начали искать место для ночевки, мы с дороги увидели какие-то палатки и автобус
, решили сгонять-узнать что там такое, оказалось это студенты на практике :-)

Можно было встать рядом с ними, но в итоге прадики нашли более подходящее место.
По ходу действий случилось очередное ЧП, у Эскудика лопнул главный патрубок охлаждения! Патрубок по быстрому
заделали, долили дистилята и озадаченные таким поворотом добрались-таки до места стоянки.
Эх! Хорошая штука - газовая плитка! Раз-два и вода кипит, не надо бегать искать дрова и т.д.!
Один минус, нет костра - не где греться.
Чуть позже выясняется, что у Эскудика дела совсем плохи... Лопнула крышка радиатора!...
Еще -1.... Однако "хорошее" начало, в день теряем по машине.

25.07 Ожидание страшного

  Красивейшее место - Курайская Степь, справа виднеются белки непокоренного пока Актру,
а слева удивительные облака в виде полос на которые они разрезаются горами.
На подходах к Кош-Агачу появляется связь Билайна. В Кош-агаче, первым делом, заезжаем на заправку
и заливаемся по горло, плюс канистру на 20 литров, следующий стратегический пункт - магазин :-)
В магазине затариваемся 7литрами пива местного разлива и 2 ящика какого-то баночного, стратегический запас пополнен!
У магаза связался с Костей (организатор), он сказал что они едут и просил подождать в районе брода через р.Бугузун.
На месте сбора, на выезде из Кош-Агача, случилась первая микрополомка в Короне - отвалился один болт крепления защиты.
Решил пока народ собирается, вернуть болт назад. Совместыми усилиями меня и Сережи, болт с боем был водружен на место и
зафиксирован холодной сваркой. Хорошо когда машина высоко стоит, можно под ней лазить без использования домкратов.

Помаленьку все собрались и мы отправились наматывать на кардан последние километры асфальта.
До Кокорей этот самый асфальт, дальше - неплохая грунтовка. Виды прямо как в Windows XP на заставке,
огромные холмы без единого деревца или кустика на большой высоте.

Видимо давно не было дождей, и сильный попутный ветер задувает пыль вперед машины, по боковым стеклам
буквально струиться земля. Появляются первые неприятные ямки и мы видим вдали р. Бугузун и переправу... Сердце замирает
в ожидании развязки. Подъезжаем по ближе, иду к броду...
Вот ОНО-"СТРАШНОЕ"! и понимаю: "МЫ ПРОЙДЕМ МАРШРУТ!", до этого были сомнения, т.к. все решал уровень воды
в Бугузуне, уровень оказался просто смешной! Правда, кто-то все-таки предложил
нам перетащить наши машины на тросе :-) , но мы естественно отказались.

После долгого совещания по поводу где вставать на ночевку и ждать Форда, решили переправляться сегодня, пока вода малая, а
то мало ли что за ночь может случиться, т.к. тучи грозные во круг ходили.
Для Форда решено было оставить на единственном дереве наш флаг и записку о том что мы ждем его за бродом
дальше по дороге. Была проведена небольшая подготовка машины, для верности я отцепил патрубоок воздухана от фильтра и
направил его к верху. Далее была проведена разведка форватера и мы поплыли!

Ничего особенного, такие глубины мы и на Чулышмане проходили легко, единственное, что Кариб почему-то
не смог забраться на горку после брода, первый тревожный звоночек. Все остальные естественно переправились благополучно.
Темнело, ветер и в довершение начался дождь, едем по дороге. Дорога испортилась окончательно, идет вдоль скалок,
слева скалки, справа обрывчик... Как-то незаметно ускакали аж на 5 км от брода, нашли ровное место на берегу Бугузуна
и встали. Ветер настолько сильный, что пришлось ставить машины боком к нему,а палатки прятать за них, привязывая
к растяжке к ним же. Мда... Ставить палатку на таком ветру с дождем и пылью дело непростое, но мы прям как
спорцмены-разрядники, справились с этим достаточно быстро, былая туристическая подготовка рулит.
У меня с подругой процесс установки доведен почти до автоматизма. Воду кипятили в палатке.
Пока возились, то да се, на небе происходило нечто занятное.
Мощный массив грозовых туч с дождем шел сверху по Бугузуну, а снизу небо активно расчищалось в сторону
как раз этого массива т.е. тучи шли друг на друга! Силы света в конце концов победили и мощный ливень
вылился где-то в километре от нас.
Прохладно, высота, мокро... Греемся водкой. Хорошо...
Форда нет.
Ложимся спать, через минут 30 слышу шум двигателей и возня в лагере. Оказалось, что Форд таки догнал нас и каким-то
чудом нас нашел в темноте! Вот кто безбашенный, ночью по такой дороге... Ну прям как мы... Гы-гы.

26.07 Восхождение или ГеморДорСтрой на работе.

  Утром провели последние приготовления к покорению перевала, на Кариба поставили зимнюю шипованную резину и межвитковые проставки, на Корону только проставки. Первые несколько километров особых сложностей не принесли, потом колонна встала...

Дорога кончилась, уткнувшись в каменное русло. Закипел Форд, видимо не желая лезть в камни. Мы отправляемся на разведку. Впереди каменная "дорога" без конца и края и несколько бродов. Начинаем строительство дороги, большие каменюки убираем, ямы закидываем.

Первыми пошли Прадики, потом мы. Первый спецучасток до брода прошли достаточно бодро, с бродом пришлось повозиться, на дне было много больших булыганов, пришлось лазить по реке и убирать их. Сережа героически залез в реку прям в ботинках, я чуть позже заменил его уже в болотных сапогах(огромное спасибо Монитору), а Сереже выдали спецзапас водки. Брод преодолен, но дальше- больше :-). Камни больше и их расположение сложнее.Скорость передвижения близка к нулю, но мы идем, прыгая с камня на камень как в мототриале, выверяя каждый сантиметр. Впереди команды с Прадиков выставили столик и за едой наблюдали это автошоу!

Но вот мы вырвались из каменного плена, и начался подъем на перевал... Дорога уже плюс-минус нормальная, но всех пассажиров мы выгрузили и некоторым из них этот подъем дался весьма непросто. И вот мы на перевале!!! Высота 2600 метров! Мы сделали Это! Судя по всему первый легковой автомобиль на этом перевале! Вид с него потрясающий! По традиции сразу буханули водочки. Дождались остальных, кроме Форда... Оказалось он опять перегрелся, за ним выехал Сафарь и в итоге затащил-таки на перевал на тросе! Чтоб мы делали без Сафаря я не знаю... В конце-концов все в сборе, сделали коллективное фото. На вопрос об состоянии оставшейся дороге был получен ответ,что спуск с перевала и дальше уже хорошо наезжен и проблем не будет. Это весьма взбодрило нашу команду, все самое сложное позади!

Хе-хе, как мы ошибались... Первое удивление вызвал спуск, который состоял из огромных ям, глубоких колей, каких-то болотных сопок и камней... Форд падает на мост, мы обходим его и пробираемся по дороге, Кариб уехал вообще куда-то в поле и бодро скачет по сопкам в гордом одиночестве, ища выезд на дорогу. Пока Форда снимали, мы доскакали до очередного брода, его уже особо не разведывали и взяли почти с ходу. Темнело... Дорога худо-бедно выровнялась и скорость движения иногда доходит до 30км\ч, начинаем искать место для ночевки, а места-то и нету... Везде холмы да горы, без единого деревца,кустарника или реки. Но вскоре все-таки нашли какую-то реку и остановились. Пока ставились, подошел местный (как выяснилось мы не заметили юрту в километре-двух от нас!)и о чем-то долго говорил с Костей и в итоге ушел, пронесло...

Для сугреву распили последнюю бутылку водки, после чего долго балдели %-)

27.07 В поисках неуловимого озера

  Новый день принес нам пасмурную погоду и вполне удовлетворительную проселочную дорогу, по которой
удавалось разгоняться аж до 50км\ч! Пейзаж холмистый, практически без растительности и
соответственно дров, хорошо что у нас есть газ! Со всех сторон видны снежники (высота более 2000м).
Встречаются достаточно крутые перевалы, но они проблем не доставляют.
Дорога разветвилась, на лево виднеется подъем, на право мостик через реку, почему-то Монитор решил
что нам на подъем, не доезжая до него уперлись в болотце. Пешая разведка показала наличие болота
(которое теперь кажется вполне проходимым) и очень крутого подъема с сильным боковым уклоном,
что окончательно остановило Прадиков. Кое как развернули колонну на узкой тропе и пошли через
мост.После моста опять долгое совещание ведущих зубров, лично я к тому времени почти забил на
ориентирование, понимая что никто толком не знает куда ехать, лишь сверял наше общее
направление со своим GPSом. На совещании постановили ехать пряма! :-) Ну прамА так прямА...
запасы пива еще есть. В итоге вышли к реке Моген-бурен, по картам должен быть не то брод, не то
мост, но как водится на карте есть,а реально нет! Колонна встала, и Монитор поехал вперед на
разведку, к удивлению был найден местный житель, который сообщил,что мост таки есть! но мы его уже
проехали. Возвращаемся, Прадики кружат по всей окрестности выискивая какую-нить дорогу и находят
ее. Кое-как нашли мост, он оказался в какой-то лощине и потому раньше увидеть мы его не могли.
Далее незначительный перевал и дорога уже идет по другой стороне реки, сильный ветер и страшные
тучи, вот-вот будет гроза! Подъезжаем к селению из нескольких юрт, Форд едет на разведку и контакт
с местными. Во круг пасутся яки, я их впервые в жизни увидел и почему-то обозвал овцебыками :-)
,странные животные, размером в с корову, морда коровья, с рогами, очень мохнатые и скачут как
лошади! Местные указали дорогу на нашу главную цель: озеро Хиндиктиг-Холь. Типа езжайте дальше
прямА и выедете ;-) Пока объезжали поселение я ,как-то расслабившись,в первый раз сильно долбанулся
днищем,свалившись с какой-то кочки :-( Дорога пошла среди достаточно высокой травы, приходится
идти чуть правее или левее колеи , чтоб не словить какой-нибудь коварный камень,
спрятавшийся в траве, плавный подъем на очередной перевал. Чувствуется уже что, вот-вот за перевалом
мы увидим озеро... Но не тут-то было! Поднялись на перевал и увидели спуск в долину какой-то речки
, окруженной крутыми горами и все... дорога внизу упиралась в реку и заканчивалась!
Опять совещание, Монитор опять едет вниз на разведку и сообщает нерадостное известие: "дороги нет,
форсировать реку невозможно да и за рекой ехать некуда!". Судя по GPS озеро должно быть за горой
слева и река как раз впадает в него (или выпадает...). Решаем идти обратно и искать чего-нибудь.
На обратном пути замечаем справа, еле заметную колею, идущую прямо в лоб на гору, за которой
вроде как должно быть озеро. На предложение поехать и разведать почему-то никто не среагировал :-)
Ну что делать когда жиперы уже не могут? Правильно, пора показать, что легковые автомобили то же
Кое-чего могут! Я надавил педальку и Корона бодро запрыгала по кочкам объезжая редкие каменюки.
Шел прямо в лоб, пока не почувствовал, что тапка в полу, но скорость падает и попахивает чем-то
паленым! Резко руль влево и ухожу траверсом с небольшим углом наверх, машина пошла бодрее, когда
достаточно разогнался резко разворачиваюсь и иду в противоположную сторону. Так за несколько
траверсов забрался наверх, жаль никто не заснял это шоу. За вершиной озера опять не оказалось!
Нашлось только небольшое плато, пошли с Риткой к концу плато,надо было ехать блин т.к. там оказалось
не меньше километра. Дошли, залезли на какую-то скалку и наконец-то озеро предстало перед нами!
Радостные двигаем обратно, и видим огромную мега-тучу, надвигающуюся на нас и я понимаю, что
если до ливня народ на подъем не поднимется, то мокрому это будет вообще засада. Отдаю фотик
подруге,а сам бегом к машине с рацией. Давно я так не бегал :), успел - народ двинулся на подъем,
успели как раз во время. Кариб, говорят, устроил на этом подъеме еще больший отжиг, он тоже шел
траверсами, только в конце каждого не разворачивался, а включал заднюю передачу и ехал задом!
И опять этого никто не заснял!

На спуске с плато увидели дорогу... Видимо мы ее где-то проскочили
много раньше. Мега-туча нас настигла на спуске с плато, такое ощущение было что она буквально над
головой! Сильного ливня на удивление не случилось, но все равно подгадило немного спуск.
По мере спуска видим, что дорога упирается прямо в озеро и идет по самому краешку, так что
левые колеса оказываются в воде и в двери бьют достаточно большие волны! По середине этого и без
того водного участка появляется еще и яма с водой поперек дороги, решаю идти в плавь и почти всей
шириной машины ухожу в озеро, благо дно было достаточно твердое и благополучно возвращаюсь на
дорогу. Кариб не решается стать мореплавотелем - ныряет в яму и благополучно заседает в ней,
уткнувшись защитой в песок. После быстрой оценки ситуации, я сдаю назад и мы тросом выдергиваем

Кариба. Только смотали трос как появилось новое препятствие: мокрый и грязный подъем!
Выгружаю пассажиров и с разгону штурмую преграду, немного грязи из-под колес и дело в шляпе.
Кариб тоже удачно заходит с мощного пинка нашей команды.
Солнце заходит и все понимают, что надо искать стоянку. Что оказалось весьма проблематично -
с озера дует сильный и очень холодный ветер с дождем, а укрыться совершенно негде.
Искали-искали, но в итоге смерились и встали прямо на берегу. И снова экстремальная установка
палатки под ветром и дождем при температуре близкой к нулю на высоте более 2000 метров, но нам
кабанам все не почем - справились быстро. По ходу действий выяснилось что по запарке на
берегу почти все умудрились промочить ноги и начинают замерзать, пока переобувались еще больше
замерзли и проголодались. Ацкое состояние, когда холодно, мокро,сил нет и жрать охота.
С едой разобрались быстро, а вот как быть с холодном?! Греться в машине было как-то неспортивно
,да и не понятно сколько потребуется бензина в будущем. Взгляд упал на технический спецрезерв -
две бутылки самой дешевой Новосибирской водки! Пить ее было страшновато, но в итоге она оказалась
вполне съедобной и поправила наше самочувствие очень даже хорошо! :-)
Где-то по середине этих событий, подошел Александр с УАЗа и сказал, что дальше вокруг озера придется
нас тащить на тросе, из-за того что дорога идет по дну озера, колеи очень глубокие и с камнями,
правее же болото непроходимое! Мы ответили что рано нас хоронить! :-)
На удивление ночью не замерзли.

28.07 Хиндиктигхольское рубилово

  Утро вечера мудренее. Утром озеро встретило нас штилем, ярким солнцем и легкими облачками. Тут-то мы и оценили То куда попали! Огромное, гладкое как стекло, с большим холмистым остроом по середине, высокогорное озеро. По плану поездки, в этом месте планировалась дневка для рыбалки и отдыха. Но так как мы кабаны-разрядники - нам отдых чужд и памятуя об вчерашнем предупреждении о полной жо$%е, решили разведать местность и если есть хоть какая-то возможность - обойти озеро своими силами, пока все отдыхают. Сказано-сделано! Пошел я на разведку. Разведка показала, что дорога действительно непроходима, даже для УАЗика, а вот болото имеет несколько поперечных ручейков и множество камней, но вполне держит машину. Собераем лагерь и в бой. Кариб одевает цепи. Корона идет первой, аккуратно спускаемся в болото, благо нам большие крены нестрашны. Первое препятствие - ручей с достаточно крутыми грязевыми бережками. Достаем припасенные доски, тщательно вымеряем траекторию и Корона благополучно переезжает ручей. Разведываем следующие 15 метров и проходим второй ручей. К первому ручью подходит Кариб, тащим доски к нему. Но Кариб не попадает по доске и падает правым бортом в глубокую колею, т.к. подогнать Корону уже нет возможности - применяем раскачку и собственные лошадиные силы, дальше Кариб продвигается аналогичным способом, он почему-то начисто потерял тягу и начинал перемещаться только с толкача что вносило непередаваемый креатив в условиях болота.

В общем, медленно но верно мы по метру двигались вперед. Тем временем остальные участники решили почему-то двинуться за нами, для них болото особых трудностей не представляло. Кое-как выбрались на твердую поверхность, типа на "дорогу", радости не было предела! Но радость быстро прошла, когда "дорога" опять уперлась в болото, но уже в мега-болото которое все через каждый метр изрыт огромными колеями от грузовиков, в колеях естественно вода, все это обильно приправлено ручьями с каменными руслами и посыпано камнями самых разных размеров! И болото это простирается судя по всему до самых гор.

Дороги нет. Встали на совещание, на карте должна быть дорога, но ее нет. Единстенноя видимая в дали колея, уходящая в гору, должна была вести на другую оконечность озера, а нам надо было на оборот от озера к реке Каргы. Прадики опять урулили на разведку, пешеходные гонцы отправились вверх по болоту, а мы просто медленно по сантиметру двигались в общем направлении Я уже смело прыгал поперек колей и ручьев, основную сложность представляли камни, разбросанные в виде какого-то ацкого лабиринта. Штурману приходилось уходить метров на 30 и планировать траекторию, да еще с учетом того куда потом еще требовалось проехать. Потом пешее возвращение на помощь Карибу и так по кругу.Благодаря МЕГА-ШТУРМАНУ Сереже, Корона ни разу не села и вышла к вернувшимся Прадикам. Пешеходы, вернувшись оказывается сказали, что выше по склону болото вообще топкое и ни для каких машин не проходимое. Тут нас настиг самый сложный психологический удар - Монитор говорит, что дороги в нужном нам направлении он не нашел!! Все! Приехали! Бензина мало, выбраться обратно до Кош-Агача через Все что мы прошли абсолютно нереально, жратвы нет, и самое страшное для на - Пива НЕТ! На этом месте силы нас покинули... Спасла нас Наталия, жена Монитора, выдав нам банку тушенки и булку черного хлеба! Немного подкрепившись и почувствовав немного сил, мы с Сережой отправились на помощь нашему многострадальному Карибу, который уже почти постоянно весел на тросе за УАЗом. Роме и Карибу надо поставить памятник за мужество, не знаю как они выдержали этот ад! А также медаль за преданность общему делу - Александру на УАЗе, который не бросал нас в этот трудный момент! Также были вытаскивания Форда этим же УАЗом. Прадики в очередной раз улетели по видимой колее на гору и радировали радостную весть, что похоже это дорога все-таки так, которая нужна! И осталось всего-то преодолеть два брода, еще немного болота и один перевал... Погода тоже не на нашей стороне - меняется каждые 10 минут, то жара, то сильнейший холодный ветер. Моральные и физические силы на исходе, но мы ползем и вот, последний длиннющий подъем на перевал на котором нас ждут Прадики и стоянка. Пересаживаем нашего мега-штурмана в Уаз, для облегчения Короны и начинаем подниматься, с трудом, но залезли! УРА! Самый тяжелый участок всей экспедиции пройден! За этим перевалом заканчивается заповедная зона и начинается дорога!

За этот день пройдено всего 5 километров! День закончился коллективным мега-буханием водки...

29.07 Первая Тувинская цивилизация

  Тяжкое пробуждение и отход от вечера... Растворимый кофе в холодной минеральной воде... Кое как выдвинулись. Дорога действительно появилась, по ней даже можно было ехать. Высота начала спадать и природа как-то смягчилась, появились деревья и живность, справа высилась величественная Мугун-тайга с огромной снежной шапкой, красота неописуемая!

Дорога наконец вышла к р. Каргы и мы уже чувствовали приближение цивилизации, начали попадаться аборигены и юрты. Немного поплутав по равнинам, мы вышли на правильное направление и ехали уже без особых напрягов. Накатанная дорога все время идет по правому берегу и уже за километров 5 до Мугур-Аксы резко уходит как-то вниз и в обратном направлении и к броду через реку. брод показался очень глубоким, но потом на видео оказалось, что не глубже р.Бугузун. После брода стало много попадаться машин с местными. Потом железный мост опять на правый берег и въезд в поселок Мугур-Аксы! Первым делом едем в магазин, цены в магазине поразили - выше чем в Нске процентов на 10%! Ассортимент бедный, но мы затарились как надо, еды по больше да пива три ящика, теперь нам ничто не страшно! :-) Теперь на заправку! Заправка есть, но АИ92 нет!! Только 80ый! Вот так приехали! Ближайшая заправка по словам местных в поселке Хандагайты что в 160 км по гравийке... Бенза осталось только 10л в канистре, которую и выливаем в бак. Тут же выясняем, что дороги или даже почти-дороги на Шуй не существует! Теперь однозначно едем на Хандагайты. Дорога за Мугур-Аксы казалась невероятным чюдом! по ней можно было ехать 80кмч! Красиво... Справа загадочная и манящая Монголия, слева какие-то разноцветные горы... аж дух захватывает! И тут видим несущийся на встречу, уже знакомый нам Сафрь! Останавливаемся, теплая встреча рассказы о приключениях обоих сторон и т.д. Сафарь уходит обратно на Алтай, и как потом стало известно на перевал Теплый Ключ. Мы же штурмуем огромный перевал, как называется не запомнил, но по размеру Алтайский Чике-Таман и рядом не стоял! На перевале заехали на эстокаду, чтоб посмотреть че-как там на наших аппаратах снизу... И ничего плохого не нашли! :-) С перевала спускались на нейтралке для экономии топлива, благо там сплошной пологий спуск.

Темнеет, начинаем искать место для стоянки, но это оказалось весьма непросто, так как слева была отвесная скала, а справа бурлила река Барлык. Но нашли-таки, какой-то загон у реки и небольшая площадка. Делать нечего, сруливаем на нее и встаем. Минут через 30 на дороге останавливает буханка с местными, внутри как-то все напряглось, вспомнилось где топор, а где саперная лопатка... Буханка постояла минут 5 и уехала, никто даже из нее не вышел. Вот так... Всю ночь по дороге громыхали камазы с углем.

30.07 Долгожданный асфальт

  Дорога как-то постепенно вышла в долину р.Саглы и вытянулась почти в струну на многие километры вперед, дорога ужасная, сплошная каменная гребенка, вытрясает все внутренности и машину. Приходится съезжать в поле на параллельные грунтовки, на одной такой и пропороли колесо... Но ничего, быстро поменяли и потащились дальще, вообще пейзажи интересные есть что-то завораживающее.

И вот он! АСФАЛЬТ!!! УРА! УРА! Вот оно - шастье! Летим по асфальту на Хандагайты, вот уже и заправка с забавным названием "Мираж", на которой как на зло во время заправки Кариба, сломался пистолет с 92ым! Почти ничего не заправили! Делать нечего надо ехать до следующей заправки, благо по асфальту. Мы решаем отделиться от основной команды и ехать в Абакан через Кызыл. Хотелось посмотреть столицу Тывы и прочие достопримечательности, говен уже наелись :-) Вместе мы доехали до Чадана и там тепло расстались, мы - на Кызыл, они - на Ак-Довурак. За Чаданом ищем стоянку, помня об "гостеприимстве" Тувинцев, находим какой-то съезд - свернули, вроде нормально, но тут из кустов вываливают два пацаненка укуренные в хлам просто, собирающие коноплю. Разворачиваемся и выезжаем назад, чуть назад и уходим опять в кусты подальше, соблюдая светомаскировку готовим еду и ставим лагерь. Тут нас начинают облеплять какие-то бабочки, при чем их становиться все больше и больше! Буквально покрывают все поверхности! Ужас просто! Есть пришлось в машинах, в палатки залазили тоже хитро, один отряхивает от бабочек второй ныряет внутрь и то потом в палатке штук по 20 убивали.

31.07 Столица Тывы

  Утром бабочки сменились таким же количеством мух! Не понятно что хуже! Кошмар, поспешили по скорее убраться с этого дурацкого места. До Кызыла хороший асфальт и особых приключений не произошло. В Кызыле долго привыкали к особенностям местного движения, ездят все как попало кто наглее тот и прав, много улиц с односторонним движением. Но пешеходов пропускают. Кое-как нашли то ли центр, то ли че... Какое-то здание с надписью Кафе, но кафе там не оказалось. Поставили машины и пошли пешком осматривать окрестности. Нашли-таки кафе приличное под названием "Шекпеер", как потом мне сказали это единственное нормальное там. Откушали достаточно прилично. Прогулялись по магазинам и закупились всякими соками-водами. Потом поехали на Центр Азии, там пофотали, съездили к Буддискому храму и большой ступе. Чувствуется сильное влеяние востока, какой-то полудикий город, но интересный.

Потом на монтажку, чтоб колесо перебортовать на правильную сторону. Два раз туда-сюда гоняли пока нашли. Все сделали, кроме балансировки. :-( Вышли на М54 и полетели на Абакан, там нас ждали. М54 впечатлила, огромные перевалы, серпантины и глухая тайга вокруг на многие километры. Заправок и кафешек почти нет, лучше иметь запас топлива.

В Абакане нас отлично встретили и разместили родственники Андрюшины. Приняли душ - кайф! Буханули и спать в кровати! Кайф!

01.08 Абакан

  С утра повезли нас показывать Саяношушенскую ГЭС и город. Быстро долетели до ГЭС, да.... Огромная она! Жалко щас близко не пускают. Вот бы на нее залезть! Но вот долина за ГЭСом произвела какое-то угнетаюшее впечатление, ощущение было такое же как при просмотре фоток из зоны Чернобыльской АЭС... Как-то жутко там. Вернулись в Абакан, немного по нему покрутились, посетили храм и какой-то парк. Тут мне звонит Терминатор Немо и говорит что Форд застрял в Абакане со сломанным в хлам ступичным подшипником! Звоню им, долго выясняем где они и подъезжаем к СТО на окраине. Ситуация оказалась хреновастая, подшипник развалился и разбил ступицу. Кое как СТОшник снял его. Спросили чем можем помочь, Костя попросил забрать сына, немного потеснились в Короне и пообещав плохому не учить, поехали. :-) Опять в ночь по М54, за Знаменкой решили встать, чтоб по незнакомой трассе не лететь. Юный боец все пытался узнать когда мы в Новосибирск приедем :-) кое как объяснили чтоб пока об Нске забыл, т.к. мы не спешим и у нас само главное - креатиф! :-)

02.08

  По незнанию и нежеланию ехать непонятно где, рванули по М54 через Первомайское-Новоселово- Мал.Илыш-Ужур-Назарово Перед Кемерово встали на ночлег. Особых приключений не было.

03.08

  Прошли Кемерово по указателям на Нск и немного по GPSу и к обеду были в Новосибирске!

УРА! Мы сделали это! Пройдено 3500км. Устали конечно, но через неделю шило в одном месте опять зашевелилось... Теперь Теплый Ключ и Укок на очереди... Но надо сменить машины, а то Корона - это конечно хорошо, но слишком на ней уж трудно даются такие поездки.

Отчет Кариба

Отчет организатора Константина

Отчет Монитора (Prado)

GPS-треки поездки

(с) BladeR 2006
blader123@ngs.ru

На главную